logo

Обь - великая река Сибири

Перейти на основной сайт
ИА ИНВУР Логотип Инновационного портала УрФО

Назарбаев предлагает повернуть стоки сибирских рек в Среднюю Азию

Добавлено: 2007-06-13, просмотров: 3407


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Сразу с несколькими громкими заявлениями выступил на экономическом форуме в Петербурге президент Казахстана, сообщает радиостанция «Эхо Москвы».

Нурсултан Назарбаев предложил построить канал Евразия, который свяжет Каспийское море с Черным. И, кроме того, повернуть стоки сибирских рек в Среднюю Азию.

С помощью канала, по словам Назарбаева, республики Средней Азии смогут выйти к мировому океану. Он заверил, что это значительно ускорит транспортировку энергоресурсов, в том числе и нефти, из Каспийского моря в Азовское и Черное.

Второе предложение — повернуть стоки сибирских рек на юг. То есть в Среднюю Азию и Казахстан. Предложенные проекты Назарбаев с гордостью назвал стратегическими. По его мнению, они решительно сближают наши страны. Назарбаев также добавил: «И самое главное, что нам по плечу решать такие мощные интеграционные задачи сегодня».

Стоит отметить, что оба проекта уже пытались воплотить в жизнь. Так, идею строительства нового канала обсуждали еще до Великой Отечественной войны, в 1936 году. Но реализовать проект не удалось.

Что же касается еще одного предложения Назарбаева — повернуть сибирские реки — то здесь копья ломаются уже больше полувека. Ведь еще пленум ЦК в 1965-м году хотел осуществить проект. И в годы перестройки его едва не приняли. Потом об этом на время забыли, но в 2002-м мэр Москвы Лужков вновь затронул эту тему.

Юрий Лужков, в частности, предлагал построить канал, по которому вода реки Обь должна была транспортироваться от города Ханты-Мансийска в Среднюю Азию.

А в прошлом году все тот же Назарбаев предложил все-таки реализовать проект. Этого делать нельзя ни в коем случае, заявил «Эхо Москвы» известный эколог, член-корреспондент Российской академии наук Алексей Яблоков.

«Все эти три позиции абсолютно не применимы к проекту переброски части стока сибирских рек в Центральную Азию. Нельзя перебрасывать эти реки. Низовья сибирских рек — это уязвимая экосистема, Ледовитый океан — это тоже уязвимая экосистема, баланс должен быть. С другой стороны, если взять воду из сибирских рек и направить ее в Аральское море или куда-то в Центральную Азию, то она по пути создаст колоссальные проблемы: заболачиваемость огромных территорий произойдет. Это дорого, надо поднимать на высоту, опять опускать эту воду, и когда она дойдет до Арала, она будет «золотой», не говоря о том, что попутно она вызовет засоление земель вокруг Аральского моря. … Нужно смотреть на экономику, надо смотреть на экологию, и тут не получается прямого, хорошего ответа в связи с перебросками стока рек в Центральную Азию», — подчеркнул А. Яблоков.

А вот что касается первого предложения Назарбаева, с ним эколог согласился. По мнению Алексея Яблокова, это можно сделать экологически безопасно, экономически выгодно и политически разумно.

По прогнозам экспертов, на строительство нового канала может уйти по приблизительным подсчетам 160 миллиардов рублей, отмечает ИТАР-ТАСС.

По мнению некоторых экспертов, появление транспортного канала укрепит позиции Москвы. Строительство нового канала — альтернатива действующим схемам транспортировки. Так полагает Нурсултан Назарбаев. По оценкам, экспертов новый канал станет лишь на тысячу километров короче Волго-Донского канала.

Между тем по поводу этого проекта есть разные мнения. Сторонники видят пользу в том, что различные грузы, в том числе и нефть из Каспия в Азовское и Черное моря будут доставлять быстрее, а стоимость перевозок уменьшится. Главный вывод тех, кто поддерживает инициативу Назарбаева: с помощью канала Россия укрепит свои геополитические позиции на постсоветском пространстве.

В этом как раз видят главную проблему оппоненты. Они утверждают, что Москва сможет оказывать давление на соседние республики, поскольку канал пройдет по российской территории. И, кроме того, говорят эксперты, проект может серьезно ухудшить экологическую ситуацию, — передает радио «Эхо Москвы».

«Этот канал станет мощным коридором выхода к морям всей Центральной Азии через Россию», — сказал президент Казахстана. Объем инвестиций, необходимых для реализации проекта, Нурсултан Назарбаев не уточняет.


Рейтинг@Mail.ru


Rambler's Top100