Вода – это жизнь! Оценка водно-ресурсного потенциала Уральского федерального округа, его использования и перспектив развития
Добавлено: 2006-04-12, просмотров: 19140
ЕКАТЕРИНБУРГ. В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации «Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.
Оценивая общеэкологическое значение водного фактора для производственной и социальной сфер можно выделить следующие аспекты:
Уойчивое развитие взаимоотношений общества с окружающей средой возможно при обязательном осознании ценности и значимости водного фактора и его функций в существовании техноприродных систем.
1. Состояние водопользования
1.1. Водные ресурсы, их качество и использование
Поверхностные воды на территории Уральского федерального округа (УрФО) представлены стоком бассейнов рек Оби, Камы, Урала. Главными водными объектами являются: в Курганской области – Тобол, Исеть, Миасс; в Челябинской области – Урал, Миасс; в Свердловской области – Чусовая, Исеть, Тура, Пышма, Тавда; в Тюменской – Тобол, Тура, Ишим; в Ханты-Мансийском автономном округе – Обь, Иртыш, Северная Сосьва, Конда; в Ямало-Ненецком автономном округе – Карское море, Обь с притоками Надым, Пур, Таз.
Общие среднемноголетние ресурсы речного стока (местные) по Уральскому округу составляют 380 км3, наибольшее количество из них сосредоточено в Тюменской области (включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) – 90 %, что обусловлено водоносностью реки Обь. Наиболее бедной водными ресурсами является южная часть территории – Курганская область, где средние многолетние ресурсы оцениваются около 1 км3. Данные о водных ресурсах и их использованию в УрФО представлены в табл. 1.
Таблица 1
Водные ресурсы и их использование по Уральскому Федеральному округу*
Территория |
Площадь, |
Местные водные ресурсы, млн. м3 |
Водообеспеченность (средняя) тыс. м3/год |
Забрано свежей воды, |
Использо-вано свежей воды, |
Сброше-но сточных вод, |
Сброшено загрязнен-ных сточных |
Место региона в РФ по сбросу вод | ||
тыс. км2 |
средние много-летние |
95 % обеспечен-ности |
на 1 км2 |
на 1 чел |
млн. м3 |
млн. м3 |
млн. м3 |
вод, млн. м3 |
||
Челябинская область |
87,9 |
6930 |
2563 |
78,8 |
1,88 |
1270,1 |
867,2 |
850,7 |
734,5 |
7 |
Курганская Область |
71 |
970 |
170 |
13,7 |
0,88 |
118,8 |
85,1 |
65,8 |
13,8 |
75 |
Свердловская область |
194,8 |
29100 |
14900 |
149,3 |
6,27 |
2134,4 |
1616,2 |
1672,5 |
835,9 |
5 |
Тюменская Область |
161,8 |
343000** |
278660** |
739** |
106,3** |
393,3 |
377,2 |
300,9 |
81,1 |
50 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
523,1 |
688,3 |
672,9 |
297,7 |
33 |
67 | ||||
Ямало-Ненецкий автономный округ |
750,3 |
178,2 |
166,5 |
69,2 |
26,8 |
71 | ||||
Уральский Федеральный округ |
1788,9 |
380000 |
296293 |
4783,1 |
3785,1 |
3256,8 |
1725,1 |
* - данные по использованию воды за 1999 г.
** - включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа
Дефицит водных ресурсов в целом по округу и областям не отмечается, но в маловодные годы 95%-ой обеспеченности имеет место в створах городов: Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Магнитогорск. В маловодные сезоны отмечается дефицит в Первоуральске, Серове, Каменск-Уральском, Кургане, Златоусте, Миассе, Ужно-Уральске.
Общий забор воды (по данным 1999 года) составил 4,8 км3, т.е. 1,2 % от общих ресурсов речного стока. На поверхностные источники приходится 76 % объема забора свежей воды, на подземные – 24 %. Наибольшая антропогенная нагрузка по использованию приходится на территории Челябинской и Свердловской областей, где проживает около 70 % населения всего округа, использование свежей воды здесь составляет 70 % от общего объема забора. По Челябинской области объем забора составил 1,27 км3 (26,5%), по Свердловской – 2,13 км3 (44,6 %).
Из общего объема забранной воды, равной 4,8 км3 использовано 79 % (3,8 км3), сброшено сточных вод – 68 % (3,2 км3). Следует отметить, что более половины (53 %) сброшенных сточных вод относится к категории загрязненных, 90 % из них поступает с территории Челябинской и Свердловской областей. Соответственно, место этих областей среди субъектов Российской Федерации по сбросу загрязненных сточных вод составляет 7 и 5.
На территории Свердловской, Курганской, Челябинской областей наблюдение за состоянием поверхностных вод суши осуществляет Уральское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Контроль осуществляется: в Свердловской области – на 35 водных объектах в 54 пунктах на 86 створах по 42 показателям; в Челябинской области – на 24 водных объектах в 33 пунктах на 52 створах по 43 показателям; в Курганской области – на 5 водных объектах в 10 створах.
На территории Тюменской области (включая Ханты-мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) наблюдение за состоянием поверхностных вод суши осуществляет Обь-Иртышское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Водные объекты по комплексному показателю (ИЗВ) имеют следующие характеристики.
Челябинская область: реки Юрюзань, Б.Сатка, Уфалейка, Уй, Сим, Урал от истока до г. Магнитогорска, в верховьях р. Ай, Троицкое и Магнитогорское водохранилища характеризуются как "умеренно-загрязненные", р.Увелька - "загрязненная", р. Ай ниже г. Златоуста и р. Миасс - "грязные", вода Верхнеуральского, Аргазинского и Шершневского водохранилищ характеризуется как "чистая".
Курганская область: качество воды основных рек области формируется под влиянием трансграничного переноса загрязняющих веществ из соседних регионов. Собственная хозяйственная деятельность существенного влияния не оказывает; река Уй характеризуется как «чрезвычайно грязная», р. Исеть – как «грязная», р.р. Тобол и Миасс – как «очень грязные».
Тюменская область: основными составляющими качества поверхностных вод области является трансграничный перенос загрязняющих веществ с вышележащих 11 субъектов РФ и Республикой Казахстан, организованный сброс и смыв со своей водосборной площади. По качеству воды соответствуют классу "грязных" и "чрезвычайно грязных вод", наиболее высок средний уровень загрязнения нефтепродуктами - до 85 ПДК.
Ханты-Мансийский округ: все поверхностные воды на территории округа загрязнены веществами промышленного происхождения: средняя концентрация нефтепродуктов, включая случаи экстремально высокого загрязнения, составляет 40 ПДК, железа - 20 ПДК, меди - 8 ПДК, цинка - 5 ПДК, марганца - 22 ПДК.
Ямало-ненецкий округ: по качеству воды реки Пур и Надым оцениваются как "среднезагрязненные"; остальные реки округа оцениваются как "слабозагрязненные".
1.2. Водохозяйственные проблемы
Водохозяйственный комплекс региона играет важную роль в обеспечении устойчивого развития экономики и создании благоприятных условий жизнедеятельности населения.
Показатели состояния водных ресурсов напрямую зависят от состояния экономики. Проблемы водопользования значительно возрастают вследствие отсутствия оформленного института водного хозяйства региона и России в целом, неразвитости законодательной основы водоохранной и водохозяйственной деятельности.
Очевидно, что сохранение здоровья граждан является одной из приоритетноых целей водохозяйственной деятельности, а надежное водообеспечение объектов экономики – условие эффективного функционирования большинства из них. Отсюда можно сформулировать ряд проблем в водохозяйственной сфере, определяемых как угрозы безопасности водопользования.
Факторами, определяющими данную проблему являются: несоответствие водоисточников требованиям, предъявляемым к водным объектам питьевого назначения; моральное и физическое старение основных фондов водопроводно – канализационного хозяйства; низкий технический уровень эксплуатации сооружений; нерациональное использование питьевой воды и пр. Кроме качества потребляемой воды в ряде областей региона стоит и проблема ее наличия. Неравномерность распределения водных ресурсов по территории вызывает проблему водообеспечения. Особенно остро этот вопрос может встать в связи с прогнозируемыми климатическими изменениями.
- истощение, деградация водных объектов, обусловленная высокой антропогенной нагрузкой и как следствие дефицит водных ресурсов;
- увеличение водоемкости производства, использования устаревших технологий;
- старение основных фондов водного хозяйства водопользователей, их постоянный ремонт вызывают необходимость ежегодного увеличения текущих эксплуатационных расходов; рентабельность понесенных затрат оказывается весьма низкой;
- высокая аварийность на сооружениях водного хозяйства повышает риски производственных аварий и вызывает экономический ущерб от недопроизводства продукции.
Курганская область
По причине загрязнения воды и донных отложений рек Теча и Исеть радионуклидами от аварии на ПО "Маяк" водопользование из р. Исеть ограничено. Вода в небольших объемах используется только на технические нужды. Основным источником водоснабжения г. Кургана, южных и восточных районов области является Курганское водохранилище и р. Тобол. Подготовка воды на водозаборе из Курганского водохранилища затруднена в связи с развитием фито- и зоопланктона, что требует предварительной очистки воды на микрофильтрах.
В бессточной зоне Тобол– Ишимского междуречья, охватывающей территорию 8-и восточных районов области, отсутствует речная сеть и крайне ограничены подземные воды, пригодные для хозяйственно – питьевого водоснабжения.
Водообеспечение южной части этого региона более 30 лет решалось за счёт Пресновского группового водопровода с забором воды из двух поверхностных источников - р. Тобол (Курганская область) и р. Ишим (Казахстан). Последние годы подача воды из Казахстана прекращена. Оставшийся в эксплуатации водопровод подаёт воду из р. Тобол расходом 16,3 тыс.м3/сут при проектной мощности 60 тыс. м3/сут, (за 2000 год - 5958 тыс м3). Аварийное состояние сетей приводит к потере 63 % забранной воды. Нехватка ресурса влечет необходимость поиска и использования других источников водоснабжения. В КПР области рассматриваются варианты использования подземных вод для питьевых нужд и вод близлежащих озер для технических и бытовых нужд.
Характерной проблемой Курганской области являются наводнения от весеннего половодья, наблюдающиеся на всех основных реках (Тобол, Исеть, Миасс).
На территории области отсутствуют водохранилища глубокого многолетнего регулирования. Пойма рек широкая и пологая. В годы высокой водности наблюдается значительное затопление прибрежных территорий, населенных пунктов и объектов экономики.
В 2000 году уровень воды в р. Тобол был на 3,5 м выше средних многолетних значений, в р.р. Исеть и Миасс - на 1,1 - 1,7м. В зоне затопления и подтопления находились 41 населённый пункт с населением 5,9 тыс. человек.
Реки области загрязнены органическими, азотосодержащими веществами, цветными и тяжёлыми металлами и не удовлетворяют требованиям рыбохозяйственного водопользования.
Еще одной проблемой, в эпицентре которой оказывается область, является проблема трансграничных взаимоотношений России и Республики Казахстан. Верхнее течение р.Тобол, расположенное на территории Казахстана и Курганской области, достаточно маловодно. Сток р.Тобол в створе г.Курган 95% обеспеченности равен 0,4 м3/с, а сброс сточных вод в этом же створе составляет 2 м3/с. Таким образом, объемов для разбавления сточных вод практически нет. Все зависит от попуска водохранилищ на территории Казахстана – Каратамарского, Верхнетобольского, Джилкаурского и др. Требования транзита стока с необходимой гарантией не выполняются. В створе г.Кургана дефицит заявленного водопотребления составляет 5% (112 млн.м3 в маловодный год).
Челябинская область
Неравномерность внутригодового распределения стока рек в пределах области определила необходимость создания прудов и водохранилищ. Проблемы, связанные с безопасностью их эксплуатации, заключаются в необходимости проведения ежегодных ремонтно-восстановительных работ. Находятся в аварийном состоянии и представляют особую опасность гидроузлы городов Миньяр, Сатка, Златоуст, В.Уфалей, Нязепетровск, Миасс, Челябинск.
Строительство хозяйственным способом небольших гидроузлов (плотин, дамб) без инженерного контроля, не обеспечивает пропуск паводковых расходов и в результате происходит разрушение сооружений, заиление и загрязнение водотоков. Более 90 гидроузлов сельскохозяйственного назначения требуют капитального ремонта и реконструкции.
Дефицитными по воде в маловодные годы в Челябинской области являются Чебаркульский, Магнитогорский, Златоустовский, Миасский, Карталинский, Кыштымский промузлы, а также южная часть области.
Качество воды в большинстве поверхностных водных объектов области не отвечает нормативным требованиям. Зачастую это связано с недостаточным финансированием строительства и реконструкции действующих очистных сооружений канализации.
Из 46 крупных населенных пунктов области в 22-х водоснабжение осуществляется только за счет подземных вод. Остается проблемой освоение ранее разведанных месторождений и участков подземных вод. В 8 районах области подземные воды имеют повышенную минерализацию и содержание железа более 1 мг/л. Опасность подтягивания загрязненных радионуклидами подземных вод водозаборными скважинами существует в поселках, расположенных в долине р. Течи. Загрязнение вод нефтепродуктами установлено в районах расположения Челябинской, Троицкой, Магнитогорской и Бердяушской нефтебаз. Факты бактериологического загрязнения подземных вод выявлены в городах Челябинск и Касли, в пос. Еманжелинка.
Особо острой для области является проблема качества питьевой воды, обусловленная практически повсеместным неудовлетворительным состоянием водоисточников, техническими трудностями получения питьевой воды, соответствующей санитарно-гигиеническим нормативам. Около 3,3 млн. человек (89%) обеспечивается водой из централизованных систем водоснабжения, из них потребляют воду, не соответствующую стандарту по органолептическим показателям около 1 млн. человек (40% водопроводов), а бактериально загрязненную - более 700 тыс. человек (34% водопроводов).
Свердловская область
Территория характеризуется высокой концентрацией предприятий добывающей и перерабатывающей промышленности, что обусловливает чрезвычайно высокий уровень загрязненности поверхностных вод суши. Шесть рек области (рр. Чусовая, Исеть, Пышма, Тагил, Нейва, Салда) включены в список наиболее загрязненных водных объектов Российской Федерации. Наиболее распространенными загрязняющими веществами являются соединения железа и меди, легкоокисляемые вещества, нефтепродукты, азот аммонийный и нитритный.
На загрязнение водных объектов значительное влияние оказывают многочисленные техногенные образования, включая свалки промышленных и бытовых отходов, размещенные на водосборных территориях.
Основной проблемой в водоснабжении области остается качество питьевой воды. Вода, подаваемая на хозяйственно-питьевые нужды населения, не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям по органолептическим (для 2,5 млн. человек), санитарно-токсикологическим (для 2,6 млн. человек), бактериальным показателям (более 2, 05 млн. человек). Около 1 млн. человек используют для питьевых целей воду нецентрализованных источников, ее качество не соответствует гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям (37% случаев) и эпидемиологически опасным (31%).
Свердловская область имеет значительный запас подземных питьевых вод, которые используются не полностью. Проблемой является качество подземных вод в восточных районах области. Минерализация вод достигает 2,5 г/л, систематически регистрируются повышенные концентрации железа, бора, брома, мышьяка, лития и других ингредиентов.
В целом по области в паводок 1% обеспеченности затапливается 408,12 тыс. га, большая часть этой площади занята лесами и болотами. Тем не менее, 1% половодьями и паводками подвергаются затоплению и подтоплению 85,2 тыс. га сельскохозяйственных угодий, более 20 тыс. жилых домов, 77 промышленных предприятий, около 500 км дорог, почти 100 мостов и трубопроводов.
По состоянию на 01.01.99 г. на территории Свердловской области учтено 498 гидротехнических сооружений, из них 210 объектов оказались бесхозными, их техническое состояние ежегодно ухудшается. В настоящее время в области находится 113 аварийных гидротехнических сооружений, при разрушении которых произойдет затопление населенных пунктов, разрушение строений, нижерасположенных гидроузлов, возможна гибель людей.
Тюменская область
Одной из неотложных проблем областного центра - г. Тюмени - является обеспечение населения чистой питьевой водой и благоустройство городской территории с комплексом инженерных сооружений по водоснабжению и водоотведению. Проблема хозяйственно-питьевого водоснабжения обострилась, начиная с 1965 г. в связи с открытием месторождений нефти и газа и созданием крупнейшей нефтегазовой провинции. Приток населения и широкий размах промышленного, гражданского и жилищного строительства привел к тому, что основной источник хоз-питьевого водоснабжения - р. Тура - перестал удовлетворять потребность городского населения в воде. Был разведан и используется для питьевых целей дополнительный и более надежный водоисточник - подземные воды.
Проблема г. Тюмени состоит и в том, что имеющееся на его территории большое количество водных объектов постепенно становятся резервуарами отходов и источником заболеваний населения, поскольку жители продолжают использовать их как место отдыха и рыбной ловли. Например, одно из крупных озер - Алебашево - загрязнено сапробной органикой, солевым аммиаком, нефтепродуктами, солями тяжелых металлов.
В реку Туру осуществляют сброс 15 предприятий города. Основной загрязнитель реки - ТУМП "Водоканал", виной чему затягивающееся строительство 2-й очереди очистных сооружений города.
Острой проблемой области является состояние водопроводного хозяйства: доля водопроводов, не имеющих сооружений по очистке воды, составляет 40%, без зон санитарной охраны - 36% водозаборов, не имеют обеззараживающих установок - 32% водопроводов. Кроме того, водопроводные сети крупных городов и населенных пунктов юга области имеют износ до 70%, что приводит к значительным потерям (до 40%), уже очищенной воды, к повышению уровня грунтовых вод, из-за коррозии и осаждения примесей сети превратились в источник вторичного загрязнения водопроводной воды.
В настоящее время забор воды из подземных источников области составляет более 30% от суммарного водозабора.
Подземные воды повсеместно имеют повышенное содержание железа, марганца, аммиака. Поэтому при организации централизованного водоснабжения за счет подземных вод требуется применение специальных методов обработки: обезжелезивание, деманганирование, фторирование, реже обекремнивание.
Для населения юга Тюменской области влияние водного фактора на состояние здоровья имеет значение в 29% случаев соматических заболеваний.
Еще одной проблемой юга Тюменской области является проблема вододеления стока р.Ишим между Россией и Республикой Казахстан. Сергеевское, Петропавловское и др. водохранилища, созданные в верховьях реки на территории Казахстана, являются регуляторами стока, существенно искажающими гидрологический режим реки на территории Тюменской области.
Основным фактором воздействия на окружающую среду, в том числе на водоемы, в пределах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов явилось развитие нефтегазового комплекса. Здесь сосредоточено 69% разведанных запасов нефти, около 65% ее общероссийской добычи. Здесь же сосредоточено 78% разведанных запасов природного газа и более 90% его добычи.
Ханты-Мансийский округ
К настоящему времени сложилась критическая ситуация по загрязнению нефтепродуктами поверхностных вод. Средняя концентрация составляет 40 ПДК. Наиболее интенсивное загрязнение рек отмечается в Нижневартовском, Нефтеюганском, Кондинском, Октябрьском районах. Важной проблемой снижения загрязнения водных объектов от нефтепродуктов остается ликвидация аварийных геологоразведочных скважин в водоохранных зонах, поймах и руслах рек.
Дополнительным источником загрязнения речных вод служит самоходный и нефтеналивной флот, так как реки округа в летний период являются зачастую единственными транспортными путями.
Удельный вес источников централизованного водоснабжения, не отвечающих санитарным нормам из-за отсутствия зон санитарной охраны, составляет в настоящее время 72%. Используемые для централизованного водоснабжения подземные воды имеют повышенный уровень минерализации, железа (5 ПДК) и марганца.
Построенные в период бурного промышленного освоения округа коммунальные очистные сооружения через 5-7 лет перестали справляться с нагрузкой. В настоящее время 60% из них эксплуатируются неэффективно по причине работы с перегрузкой, неудовлетворительного технического состояния, морального устаревания и несоответствия водоохранных сооружений качеству подаваемых сточных вод.
Ямало-Ненецкий автономный округ
Удельная водообеспеченность на единицу площади округа в 3 раза больше, чем в среднем по России. Повсеместно наблюдается избыточное увлажнение территории. Распространение многолетней мерзлоты и морских глинистых отложений последних геологических периодов препятствует фильтрации атмосферных осадков в более глубокие слои земной коры.
Основной объем загрязненных сточных вод приходится на предприятия нефтегазового комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. Кроме организованного стока в реки поступает большое количество загрязняющих веществ с неорганизованным стоком. Сточные воды, кроме нефти и нефтепродуктов, содержат органику, фенолы, СПАВ, ионы тяжелых металлов, разнообразные компоненты буровых растворов.
Наиболее активному антропогенному воздействию подвергаются реки Пур и Надым, на долю их бассейнов приходится более 50% сброса сточных вод.
Оценка состояния водопользования выполнена на основе Государственных докладов о состоянии окружающей природной среды территорий, входящих в состав УрФО за 1999 год.
2. Прогноз развития водного хозяйства и возможных угроз водопользованию
Прогноз осуществлен путем проецирования макроэкономических показателей развития промышленности, сельского хозяйства и социально – экономической ситуации в УрФО на систему водопользования.
Некоторые предположения в отношении водопользования в регионе для оптимального сценария развития экономических процессов в УрФО приведены ниже.
До 2005 года:
- полное внедрение платного водопользования; использование собранных средств на реконструкцию аварийных ГТС и поиск источников питьевого водоснабжения в «проблемных зонах»
- всеобщая реализация проектов водоохранных зон источников питьевого водоснабжения на основе соответствующих законодательных мер (включая лицензии на водопользование), ликвидация в водоохранных зонах несанкционированных свалок снега, твердых бытовых отходов и пр.;
- увеличение объемов используемой воды в промышленности от уровня 1998 года на 5 – 6 % за счет увеличения производства и более интенсивного использования производственных мощностей;
- увеличение объемов сбрасываемых в водные объекты сточных вод на 3-4% за счет строительства сетей ливневой канализации на промышленных площадках;
- отработка существующих месторождений полезных ископаемых, переход от освоения крупных месторождений к средним и мелким, и, как следствие, недостаточное внимание к природоохранным мероприятиям, увеличение сброса загрязненных подтоварных вод на рельеф местности;
- спад объемов производства горных предприятий, являющихся большей частью градообразующими, повлечет снижение финансовых вложений в водопроводно-канализационные системы населенных пунктов, что повлечет ухудшение качества подготовки питьевой воды, увеличение потерь при доставке воды населению из-за аварийности сетей, нереализацию мероприятий по повышению эффективности работы очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации (ХБК);
- увеличение нагрузки на хоз-бытовые очистные сооружений за счет расширения сектора услуг, оказываемых местной промышленностью (увеличение сброса сточных вод в системы городской канализации);
- увеличение массы сброса органических загрязнений в водные объекты за счет перегруза очистных сооружений ХБК;
- углубляющийся моральный и физический износ очистных сооружений производственных сточных вод, сетей, методов очистки, снижение эффективности их работы, увеличение массы сброса загрязняющих веществ в водные объекты с промышленных площадок;
- практически не ведется строительство новых очистных сооружений (окончание строительства уже начатых, незначительная реконструкция существующих);
- внедрение принципа «загрязнитель платит» для всех видов сточных вод;
До 2010 года:
- увеличение объема используемой воды на 15-20% (достижение уровня 1990 г.)
- увеличение объема сбрасываемой воды на 10-12%
- увеличение массы сбрасываемых загрязнений (выход к 2006 году на уровень 1990 г) с последующим постепенным снижением по токсикологическим веществам (металлам) за счет строительства или реконструкции очистных сооружений на промышленных площадках;
- увеличение капитальных вложений в строительство очистных сооружений на промышленных площадках (инвестиции за счет собственных средств);
- начало процесса перевооружения предприятий и модернизации производственных циклов (снижение водоемкости некоторых видов производства);
- увеличение доли повторно-используемых вод для водоснабжения производственных циклов;
- увеличение процента собираемости налогов, увеличение объема бюджетных средств у муниципалитетов, следовательно, начало процесса реконструкции очистных сооружений хоз-бытовой канализации (расширение мощности, внедрение дополнительных ступеней очистки и доочистки);
- расширение процесса государственной поддержки водоохранных проектов на возвратной основе путем усиления налогового законодательства;
- снижение уровня аварийности производственного оборудования, снижение частоты чрезвычайных ситуаций, усиление технологической дисциплины на производстве (ужесточение лимитов водопользования);
- увеличение вложения средств в экологическое образование и воспитание;
- рост производства, увеличение объемов выпускаемой и реализуемой продукции, усиление возможности привлечения иностранных инвестиций, а, следовательно, ускорение процесса перевооружения промышленности; снижение загрязнения воздушного бассейна, снижение загрязняющего эффекта ливневых и талых вод;
- снижение нормы водопотребления на питьевые нужды населения (снижение затрат на водоподготовку и водоподачу);
3. Концепция использования и охраны водно-ресурсного потенциала
3.1. Цель
Основной целью водохозяйственной политикив УрФОявляется достижение и поддержание экономически оптимального и экологически безопасного уровня водопользования, что должно обеспечить:
реализацию прав нынешнего и будущих поколений на пользование экологически полноценным водно-ресурсным потенциалом;
сбалансированность потребностей экономического развития и возможностей воспроизводства экологически полноценных водных ресурсов.
Анализ ситуации, сложившейся в водном хозяйстве УрФО, позволяет выделить несколько основных направлений реализации водохозяйственной политики:
3.2. Основные принципы водохозяйственной политики
· Экономическая оценка водных ресурсов и платность водопользования
3.3. Механизмы реализации
3.3.1. Нормативно-правовое регулирование
Законодательно-правовые акты
Совершенствование нормативного правового регулирования водных отношений должно осуществляться в следующих направлениях: сопряжение административного и гражданского права, более широкое внедрение в сферу водопользования гражданских отношений и методов экономического регулирования, завершение разработки нормативных правовых актов, способствующих реализации принятых федеральных законов.
Нормативно-правовое регулирование должно обеспечить:
законодательное закрепление основ организации водного хозяйства и системы обустройства водных объектов;
совершенствование правового регулирования отношений собственности на водные объекты и разграничение функций и прав федеральных органов управления и органов управления субъектов Российской Федерации в области обустройства, охраны и использования водных объектов;
согласованность нормативной правовой базы на федеральном, бассейновом и региональном уровнях;
целевое использование средств, предназначенных для обустройства и охраны водных объектов, предотвращения вредного воздействия вод;
правовые гарантии по защите инвестиций в водное хозяйство;
законодательное и нормативное закрепление форм и методов участия общественных организаций и граждан в обсуждении водохозяйственных программ, общественном контроле за рациональным использованием и охраной водных ресурсов.
Нормирование
Основная задача нормирования сводится к тому, чтобы способствовать планированию и наиболее эффективному использованию в производственных процессах технически и экономически обоснованного количества воды. Нормирование включает разработку, утверждение и контроль за выполнением норм водопотребления и лимитов водопользования (включая сброс загрязняющих веществ).
Водохозяйственная политика ориентируется на поэтапный переход к такому нормированию водопользования, которое бы обеспечивало постоянное и планомерное снижение вредных воздействий на водные объекты при помощи гибкой системы экологически ориентированных целевых показателей и при учете реальной экологической, экономической и социальной обстановки на конкретном водном объекте.
Контроль
Контроль как механизм управления обеспечивает реализацию водного законодательства, выполнение целевых водохозяйственных программ, соблюдение требований, касающихся отдельных аспектов охраны здоровья населения, и включает административные и хозяйственные методы.
3.3.2. Экономические и финансовые механизмы
Платежи за водопользование
Правильно установленная плата за пользование водными объектами должна обеспечивать достижение следующих целей:
поступление доходов в бюджетную систему;
финансирование работ по обустройству, содержанию и охране водных объектов на уровне, обеспечивающем их длительное и беспрепятственное использование;
стимулирование мероприятий по экономному использованию и эффективной охране водных ресурсов.
Инвестирования в сферу использования, восстановления и охраны водных объектов
Основными принципами являются:
последовательная децентрализация инвестиционного процесса при многообразии форм собственности;
обеспечение экологической безопасности населения путем централизованных инвестиций в водное хозяйство с переносом центра тяжести от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию на возвратной основе;
бюджетное финансирование инвестиционных проектов на возвратной основе;
повышение роли водопользователей в создании инвестиционных фондов;
расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования проектов с привлечением иностранного капитала.
Страхование
Водохозяйственное страхование – это экономический механизм, который, естественно вписываясь в рыночную структуру, должен обеспечить своевременную компенсацию ущерба от водных факторов риска и формирование дополнительных источников финансирования. Основное назначение системы водохозяйственного страхования – управление водным хозяйством на паводкоопасных территориях методами экономического стимулирования.
3.3.3
. Организационные механизмы
Государственное управление использованием и охраной водных объектов
Управление использованием и охраной водных ресурсов относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это реализуется федеральными органами управления использованием и охраной водных ресурсов в субъектах Российской Федерации, которые осуществляют управление водными ресурсами на своей территории совместно с соответствующими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При государственном управлении использованием, восстановлением и охраной водных объектов должно быть обеспечено:
соблюдение принципа бассейнового планирования и территориального администрирования;
разграничение функций по управлению использованием и охраной водных ресурсов между федеральным органом и органами власти субъектов Российской Федерации, что позволит реализовать принцип совместного ведения;
распределение доходов от платы за пользование водными объектами между Российской Федерацией и ее субъектами, что позволит создать финансовую основу для выполнения каждой стороной своих функций;
создание эксплуатационных водохозяйственных организаций, ответственных за обустройство водных объектов, содержание и обслуживание водохозяйственных систем и обеспечивающих возможность хозяйственного использования водных, биологических, энергетических, рекреационных и других природных ресурсов водных объектов;
государственный контроль за соблюдением водного законодательства и требований нормативных правовых актов при пользовании водными объектами.
Бассейновые соглашения
В соответствии со ст. 120 Водного кодекса Российской Федерации взаимоотношения УрФО с Республикой Казахстан по поводу использования и охраны водных ресурсов р.Оби строятся на основе бассейнового соглашения о восстановлении и охране водных объектов.
Взаимодействия с соседними территориями по поводу использования общих водных объектов строятся на основе двусторонних соглашений.
Мониторинг
Динамичный характер водных ресурсов не позволяет принимать обоснованные управленческие решения без надежных данных о количественных и качественных показателях состояния водных объектов. Средством получения таких данных является государственный мониторинг водных объектов, который представляет собой составную часть системы государственного мониторинга окружающей среды и включает:
мониторинг поверхностных водных объектов;
мониторинг подземных вод;
мониторинг водохозяйственных систем и сооружений.
Основные требования к системе мониторинга:
ведется по единой для речного бассейна программе;
данные о количественных и качественных характеристиках водных объектов передаются для анализа и использования в специализированные центры, созданные в субъектах Федерации и обеспечивающие архивное хранение информационных ресурсов в области использования и охраны водных объектов.
Научное и информационное обеспечение
Сложность процессов формирования гидрологических, гидрохимических и гидробиологических характеристик водных объектов, влияние гидротехнических сооружений на окружающую среду и на жизнедеятельность населения обширных территорий обусловливают высокую наукоемкость всего цикла воспроизводства, использования и охраны водных объектов. В связи с этим требуется не только проведение целенаправленных фундаментальных и прикладных исследований, но и постоянное научное сопровождение крупных водохозяйственных мероприятий, что позволит прогнозировать возможные последствия их осуществления и своевременно разработать компенсационные меры по снижению возможных неблагоприятных изменений.
3.4. Приоритеты региональной водохозяйственной политики в сфере использования, восстановления и охраны водных объектов
К приоритетным направлениям относятся:
улучшение качества питьевого водоснабжения, в том числе за счет расширенного использования подземных вод;
восстановление и сохранение водных экосистем и обеспечение стабильной благоприятной экологической обстановки в основных речных бассейнах;
предупреждение и снижение опасных последствий паводков, наводнений, подтопления территорий и водной эрозии;
формирование региональной системы государственного надзора за безопасностью водохозяйственных сооружений, особенно крупных гидроузлов;
совершенствование управления водными ресурсами округа на основе создания и реализации системы интегрированного управления водохозяйственной деятельностью;
совершенствование экономического механизма водопользования, улучшение на этой основе финансирования водохозяйственной деятельности;
развитие системы мониторинга водных объектов и повышение эффективности государственного контроля за использованием водных объектов;
совершенствование системы информационного обеспечения управления водным хозяйством, включая ее организационно-структурное обеспечение;
проведение оптимальной региональной водохозяйственной политики, основанной на учете состояния водных объектов, особенностей их использования основными водопользователями, нормирования водохозяйственной деятельности с учетом региональных стандартов, т.е. предельных значений параметров, определяющих пригодность воды для конкретных видов использования и учитывающих естественный региональный фон;
создание системного механизма управления безопасностью водопользования.
Надежда ПРОХОРОВА, директор РосНИИВХа, доктор экономических наук